10 км с малышком по лесу и болоту
UPD от 14.04.2019
К сожалению, данный маршрут больше не актуален. Описанные в посте места возле Есино теперь перекрыты колючей проволокой, т.к. проданы под разработку песчаных карьеров. Обойти, по словам местных жителей, нельзя.
В обычную октябрьскую субботу поехала я с дочкой за город. Планировался не пикник, а самый настоящий поход, целью которого было, помимо прогулки по лесу, протестировать рюкзак для переноски малышка (об этом в следующем посте).
Погодка типичная для октября: +5 за бортом, ветра нет, облачно, периодически мелкий дождик. Сыро, слякотно, зато легко дышится.
Маршрут составляла заранее, и конечно же, планы были наполеоновские, но я изначально подозревала, что пройти это вряд ли удастся, потому что местность мне незнакома и скорость передвижения по ней, тем более с дочкой, неизвестна. Потому планировала я с расчётом, чтобы в любое время можно было сойти с пути: цивилизация близко, расстояния небольшие, ориентиры чёткие, связь почти везде есть. Примерное задуманное расстояние было 16,5 км, если не плутать и идти только по лесным дорогам и просекам. Маршрут я прокладывала между двумя железнодорожными ветками, от станции Есино Горьковского направления МЖД, до станции 49 км Казанского направления:
Стартовали из дома мы в 11:30, это было, пожалуй, самое раннее время, к которому я успела собрать еду, вещи, Дашу и себя. Рюкзак вместе с ребёнком и грузом весил 14,5-15 кг. Выехали на электричке в 11:54, приехали в 12:30 на станцию Есино.
За 40 минут неспеша я дошла до Есинского пруда, где сделала остановку, чтобы сменить Даше подгузник и перекусить. Я думала, что пообедаем мы позже, но потом оказалось, что это была единственная моя остановка и перекус за день. Правда, Даше повезло больше: в отличие от меня, она не шла, а ехала у меня за спиной и при этом имела возможность покушать прямо на ходу. Ниже под спойлером фото дороги для интересующихся ориентирами по пути.
Дорожка от станции, которая упирается в шоссе, его нужно перейти и идти прямо.
Окраина Есино.
Первый пруд (по правую руку от дороги), за которым дорога пересекается с просекой.
Просека до второго (незакрытого) пруда.
Тропа вправо к пруду.
Пейзажи по пути, несмотря на пасмурную погоду и промозглость, красивые. Природа постепенно готовится к осени.
Правда, следы пребывания человека печалят:
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в иных местах Подмосковья, особенно таких красивых и доступных для матрасников, ещё более загаженно. Здесь даже удивительно чисто, несмотря на то, что добираться сюда очень удобно. Хотя, может быть, именно это и способствует тому, чтобы мусор регулярно вывозили. В позапрошлые выходные на первом пруду было около 10 машин, и после них мусора нет, только возле контейнеров. Это радует.
Перекусив, мы наконец двинулись в путь в 14:10, углубляясь в лес. Последние признаки цивилизации встретились на территории рыбного хозяйства, куда, кстати, попасть можно вполне беспрепятственно, если обойти ограду. Но если вы хотите порыбачить, то придётся заплатить деньги. Водится тут в основном карп, если верить интернету. Я не стала приближаться к охране, собаки лаяли громко, да и неинтересно мне было, я спешила в чащу.
Оставив позади охотничью вышку, мы полностью погрузились в царство растений и грибов.
Пошёл не очень приятный дождик, но в целом он не помешал. Даша сладко спала, а я по пути фотографировала, дышала и напевала песенки. Всё шло хорошо, пока на лесовозной дороге, по которой мы шли, не обнаружился завал и болото, и мы стали его обходить.
А обходить надо было пару километров, не меньше. В процессе обхода я вышла на опушку леса, которой на карте не было вообще.
Посоветовавшись с гугл картами, я пришла к выводу, что гугл скорее всего неправильно показывает мое местоположение (на лесовозной дороге), а я, вероятно, отклонилась к юго-востоку, потому что это было единственное место поблизости, где к югу от дороги было открытое пространство (согласно карте). Поэтому я двинулась на запад по опушке, надеясь всё-таки выйти обратно, когда завал кончится. Но поле оказалось уж очень большим, несоразмерно тому, что указано было на карте, а гугл продолжал упорно показывать, что я двигаюсь прямо по маршруту, почти не отклоняясь. То есть, моё местоположение на гугл картах было посреди густого леса на лесной дороге, а я находилась на опушке, которой, к тому же, на карте не было совсем.
И только проплутав туда-сюда в течение почти что часа, я поняла, в чём дело. Поля этого на картах нет потому, что возникло оно недавно в результате вырубки сгоревшего леса. Большое пространство чёрных пней, превращающееся в болото. Грустное зрелище.
К тому моменту, когда я совершила данное открытие, я находилась где-то на трети пути запланированного маршрута, а на часах было 16:05.
Гугл был всё-таки прав. Бывшая дорога находилась как раз на границе поля, и шла я как раз по ней, просто она изменилась до неузнаваемости. Поплутав ещё где-то с полчаса на опушке и попытавшись пройти дальше, я решила двигаться на выход, потому что солнце уже клонилось к закату, а дорога дальше казалась такой же непроходимой. Навигатор мне показывал, что перпендикулярно моей дороге (идущей на запад) есть просека или что-то вроде неё, которая шла на юг и упиралась в асфальтированную трассу, по ней я уже могла выйти на Малое Московское кольцо и добраться до железнодорожной станции 52 км. Но по факту этой просеки как будто не было, потому что вместо неё простиралось большое заболоченное поле, оставшееся после вырубки. Лишь добравшись до жалких остатков деревьев где-то посреди этого болота да заприметив вдалеке две бытовки, я поняла, что где-то здесь эта дорога и проходила. Остатки её упирались в лес, куда мне и нужно было поспешить, так как солнце очень быстро стало опускаться.
Но не тут-то было. Колеи затопило, завалило гнильём, появились кочки и осока. Пытаясь найти места посуше, я начала плутать по полю, удаляясь от дороги, и в конце концов, застряла посреди болота, которое жадно чавкало и булькало под моими ногами, воскрешая в моей памяти страшные истории о том, как через тысячелетия учёные находили в торфяных топях хорошо сохранившиеся трупы погибших доисторических животных и древних людей. Признаться, я изрядно струсила, к тому же, телефонная связь здесь не ловила, так что отправить свои геоданные мужу у меня не было шансов. Тут уж было не до фотографирования и не до красивых видов, хотя, конечно, закатный свет очень хорош.
В общем, выбор был невелик — или застрять в темноте посреди этого поля, или идти быстро, но через болото. Надо сказать, что я с детства болот боюсь, но в данном случае решение далось легко, потому что я чувствовала двойную ответственность — за себя и за Дашку, которая, кстати, проснулась и с интересом наблюдала, что происходит. Недаром говорят, что дети очень чувствуют маму: как только я начинала паниковать, Даша хныкала, а стоило мне успокоиться, она тоже затихала. В общем, я собралась с духом и, переборов себя, пошла напрямик, по кочкам. Так оказалось намного быстрее, но пару раз я упала и подвернула ногу, кажется, получив лёгкое растяжение (лёгкое потому, что по сравнению с предыдущей такой травмой, я сразу же смогла идти дальше).
Остаток топи я пересекла минут за 15. На часах 17:10, и мы вошли в темнеющий лес. Ура! Мои расчёты оказались верны, там было намного суше и дорога явно заметна! Без проблем добрались до асфальта, а уже по нему пешком дотопали до трассы А-107.
Справа просека, которая нас спасла от болота.
Кстати, благодаря такому стечению обстоятельств, с Дашей случился её первый в жизни автостоп (до этого я боялась с ней ездить). Выйдя на трассу, я поняла, что идти по ней до станции не хочу, это заняло бы ещё где-то час, а может и больше. Даша проголодалась и начала капризничать, я устала и хромала. Так что мы поймали попутку и успешно доехали на ней до Люберец, откуда уже на автобусе и метро доехали домой. И не просто доехали, а очень здорово пообщались с водителем — дядей Альфредом из Башкортостана, узнали от него много интересного и вдохновились на новые хорошие дела. Спасибо ему за добро!))
Резюме
Моя замечательная подруга Чистюлька из Питера любит говорить, что я имею одно свойство: если проблем нет, надо их обязательно себе устроить. В общем, поход выходного дня удался!
Однако я сделала несколько полезных выводов на будущее. Во-первых, нужно всё-таки выходить пораньше, а собираться накануне, хотя с ребёнком это и трудно. Особенно это важно сейчас, когда световой день укорачивается. Во-вторых, в планировании маршрута учитывать, что я буду идти вдвое медленнее, чем хочется (дитё за плечами вносит свои коррективы, а я рассчитывала на свою обычную скорость). В-третьих, всё-таки брать с собой кнопочный телефон с самым широким покрытием, а не обычный смартфон, потому что с ребёнком в походе вдвойне важно быть на связи. А лучше, конечно же, идти с папой или ещё одним взрослым. так и надёжнее, и веселее, и проще, и дальше можно уйти с ночёвкой.