Про коварство южного моря
Поездка на юг в этот раз была самой нелёгкой за всю мою жизнь, хотя и без страшных катастроф и сильного экстрима. Я долго думала, стоит ли писать об этом, но пришла к выводу, что надо, потому что мамы и папы, прочтя это, поймут, что они не одиноки в своих страхах, что отчасти их опасения оправданны и, что самое важное, нет ничего невозможного и все трудности можно преодолеть.
Что такое юг, в нашем обыденном представлении? Это — отпуск, отдых, море, жара, фрукты. Ключевое слово здесь, пожалуй, «отдых» :-D. Правда, ведь «отдых» — тоже понятие растяжимое, говорят же, что это любая смена деятельности… но это всё лирика, оставим софистику. О том, чем же стала в итоге поездка в Краснодарский край вдвоём с малышком, без папы, судите сами после прочтения.
Итак, в конце августа шило в известном месте стало колоть особенно сильно. Просидев почти всё лето в Москве, я в итоге не выдержала. Ну и что, что декрет, ну и что, что денег нет, что мы, не туристы, что ли?
Сперва я попыталась заманить в поездку мужа. Но муж, разведя руками, сказал, что не может оставить работу «никак». Потом я попыталась найти компанию таких же шилопопых, но за несколько недель никто не проявил энтузиазма и рвения, в итоге я решила ехать одна с годовалой Дашей. В голове строились различные планы и варианты, как бы всё организовать максимально бюджетно и при этом комфортно, что было нелёгкой задачей, потому что для ребёнка комфорт — это не то же самое, что комфорт для одного взрослого. Малышу необходимо адекватное питание (хотя я и не слишком щепетильна в данном вопросе), адекватная гигиена и возможность экстренной помощи, в случае чего.
Какова была наша ситуация? Как у Цоя, в общем-то: «Время есть, а денег нету». Тут и добавить нечего!)) Передо мной стояло две главных проблемы: 1) где жить; 2) как добраться. Поначалу оба вопроса я хотела решить довольно радикально: жить в палатке на берегу моря (благо места известны), добраться поездом либо автостопом. Даже был найден заблаговременно водитель фуры, который готов был нас с Дашей взять на борт. Однако собрав рюкзак, я поняла, что ехать надо без палатки и без спальника, потому что вес оказался в 15 кг, а ведь на мне бы спереди ещё сидела 9-килограмовая дочка.
Вы спросите, что такого тяжёлого можно положить в рюкзак, собираясь на юг? Отвечаю: сами шмотки весили немного, от силы килограмм 5 (мои и Дашины кроссовки, минимум моей и детской одежды), но ещё около 7 кг составили собственный вес рюкзака, детские пюрешки в дорогу, вода (1 литр), и самое главное — одноразовые ПОДГУЗНИКИ, половина большой упаковки из расчёта «на дорогу и первое время, а потом докуплю». А также пара тонких детских книжек-малышек, любимый Дашин заяц для путешествий, эрго-рюкзак, крем от загара и аптечка, фотоаппарат, электронная книга (назад уже без неё, ибо украли). Вот и всё шмотье. Кажется, что немного, но прикинув, что палатка будет весить не меньше 2 кг, да ещё 1,3 кг спальника, я решила поискать другие методы.
Сборы
Следующая идея, естественно, была такая: доехать автостопом либо поездом, снять самое дешёвое жильё. И тут во мне вдруг проснулась память, похороненная в дебрях мозга после родов. Я вспомнила, что в Краснодаре живёт мой дядя Анатолий Анатольевич и его дочка Диана, которые давно-давно приглашали в гости. Муж помог усыпить мою совесть (было очень неловко напрашиваться, да ещё с ребёнком), и в итоге я написала родственникам. Благодаря их гостеприимству и радушию мы с Дашей погрузились всё-таки в поезд, а не в фуру, и отправились в небольшой домик у Азовского моря, в станице Голубицкая, где я уже однажды бывала в 2009 году после своего первого похода.
Здесь мы провели четыре прекрасных дня, а потом отправились в Анапу, где по счастливой случайности отдыхала моя незабвенная питерская подруга Чистюлька, с которой мы дружим со студенчества. Один день планировался на прогулку с нею и её дочкой и мужем, после чего я снова садилась на поезд до Туапсе, откуда уже через четыре дня должна была ехать домой.
Про пляжные четыре дня рассказывать особенно нечего, пляж есть пляж. Должна сказать, что Даша была в восторге от моря. В первые же секунды, увидев его ещё издалека, она так быстро побежала своими маленькими ножками к волнам, что я еле успела её поймать прямо у воды. Последующие дни мы предавались всевозможным видам сна и чревоугодия под южным небом.
Даша пытается незаметно унести дыню
Сон в летний полдень
В семь утра спешим к морю
Пенная гимнастика
Первое Дашино селфи
В одну из ночей я втихаря — каюсь, дядя Толя! — стащила из домика палатку и ушла спать на пляж. Это была потрясающая ночь, хотя я почти не спала: ветер так гудел, что думала, нас сдует, к тому же, в палатку набились какие-то не то мухи, не то комары, и вторую половину ночи составляли мне компанию, радостно жужжа и нежно покусывая. Правда, Дашу они не тронули, а я благодаря насекомым встала до рассвета и имела возможность его встретить и сфотографировать. Это было незабываемо.
Сон в летнюю ночь
Ветер
Восход
На исходе четвёртого дня я собрала вещи, готовясь выехать утром на машине в Анапу. Я бесконечно благодарна дяде Толе за то, что он позаботился обо всём — и о том, чтобы в Голубицкой мне было, где поесть и отдохнуть, и попросил знакомого таксиста меня довезти до Анапы, а также договорился с другом Вадимом в пос. Агой под Туапсе, чтобы мы остановились у него в доме. Без этого всего не знаю даже, что бы я делала, особенно с учётом сложившихся позднее обстоятельств.
Прощание с Азовским морем
В ночь перед отъездом Дашу вдруг вырвало прямо на постель. А потом ещё, и ещё, и ещё. Рвало её пару часов с интервалом каждые 15-20 минут, что вынудило меня вызвать детскую неотложку. Приехала медсестра в течение получаса, сделала укол противорвотного (Церукал), и хотя весь остаток ночи у дочки были лёгкие судороги, рвота прекратилась.
Мне было страшно, я гадала, в чём дело. Вроде бы, с питанием всё было в порядке, разве Даша только песка могла наесться, да ещё вот персик поела накануне… Помимо проблем с Дашей, у меня началась нормальная такая диарея, какой никогда в жизни не бывало. Как назло, именно этой ночью в домике исчезла ВСЯ вода. К счастью, рвота у дочки прекратилась раньше, и я успела кое-как застирать пелёнки и постельное бельё, но вот самой мне пришлось бегать в уличный туалет по соседству. Тут меня стали одолевать подозрения, что мы обе отравились в столовой, где покушали днём.
Спозаранку побежала в аптеку, купила противодиарейное средство, пополнила запасы активированного угля, и всё-таки поехала в Анапу, решив, что там с медобслуживанием будет попроще, да и Чистюлька морально поддержит. В пути я узнала от таксиста, что как раз сейчас отдыхающие по всему Черноморскому побережью массово болеют кишечной инфекцией:
«Зараза какая-то в море плавает, — сказал всезнающий Алик. — Тут каждый год такое, в море купаться в конце сезона, особенно с детьми, вообще нежелательно, а то весь отдых будет испорчен». Эта новость меня удивила, расстроила, но в целом не убила, а только подкорректировала мои планы.
Вместо долгожданной прогулки по Анапе на целый день мы с Чистюлькой прошлись пару часов по ближайшим к гостинице улицам, опасаясь даже обняться — а ну как мы с Дашей заразные? Настю, Чистюлькину дочку, мы видели только издалека, тоже в целях безопасности. Потом решили прощаться и пойти на пляж, но по отдельности, чтобы не контактировать лишний раз. В итоге мы с Дашей залезли на небольшие песчасные холмы и созерцали из-под кустов (в тени) весь остаток дня море и солнце, не рискуя здоровьем. Вечером, в 12 ночи, уходил наш поезд в Туапсе.
На песчаных дюнах Анапы
В течение дня Даша страдала поносом и температурила (37-38), но стабильно спала в эрго-рюкзаке, постоянно прикладываясь к груди или бутылке с водой, в которой я развела активированный уголь. Вечером я забрала рюкзак из Чистюлькиной гостиницы и пешком пошла до вокзала — времени было много. Надо было сфоткать наше эпичное прощание в холле, вот это глаза были у Чистюльки, когда я надела на спину свой рюкзак… во взгляде её читались смешанные чувства — похоже, она была в ужасе и меня жалела. Полагаю, что выглядела я с рюкзаком и ребёнком на мне, действительно, эпично.
Однако вместо вечерней прогулки по Анапе (после сдачи рюкзака в камеру хранения) я повезла Дашу в больницу, потому что температура поднялась выше 38,5, и это на фоне жаропонижающего. В тот вечер мне снова было страшно, а местами я впадала в отчаяние — например, когда была непонятно в какой части города в 10 вечера, а диспетчер скорой по телефону по-хамски сказала: «А чего вы нам звоните, езжайте в больницу сами! Я, конечно, вынуждена принять ваш вызов, но машина будет в течение часа, и без вас вызовов полно!» После 15 минут безуспешных попыток словить попутку и после того, как водитель нужного мне автобуса не остановился по моему сигналу, сделав вид, что меня нет, я доехала до детского приёмного покоя на такси. А там очередь из пяти таких же несчастных пар родителей и детей. В приёмке тоже не особенно церемонились, почему-то нас переместили из начала очереди в середину, а когда до нас дошли и измерили температуру, оказалось, что она уже 39,6. Дальше уже было лучше: нас передали другой девушке, в процедурную, где Даше снова вкололи, на этот раз уже два, лекарства — по шприцу в каждую маленькую ягодицу! Плакала она истошно, но сразу после этого уснула, а температура медленно, но верно, поползла вниз. На этом ужасы кончились. Пока мы ждали понижения температуры в кабинете педиатра, разговорились, оказалась очень добрая и душевная женщина. Рассказала мне, в чём дело, что лечить, а из-за чего не тревожиться, ну и просто о жизни поболтали — около получаса я там просидела. Тут и время подошло к поезду, мы неспеша вызвали такси по телефону, который мне дал отзывчивый водитель, вёзший нас вперёд (кстати, денег с нас не взял почти), доехали до вокзала и спокойно уже сели в поезд и легли спать.
Действительно, кишечная инфекция, которую мы подхватили, похоже, была из-за антисанитарии в море и на курортах в целом. И очередь в приёмке, и рассказы врача и таксиста, и то, что даже в одном вагоне с нами у мальчика начались той ночью те же самые симптомы, наводило на мысли, что виной всему совсем не столовка и не персик. Но после встречи с врачами и принятых мер я воспринимала ситуацию намного спокойнее, чем поначалу, да и кризис, в общем-то, мы пережили.
Коварное Чёрное море
В Туапсе нас встретил знакомый Вадима, которому нас заботливо перепоручил дядя Толя. Сам Вадим нас ждал уже в доме, где мы и остановились. Даша радостно излила свою любовь на местных котят — наша кошка не позволяет себя тискать. Котята были не раз обняты, поцелованы и потасканы на руках. Также была сделана попытка познакомиться с собаками и курицами в соседних дворах, однако те не дались.
Знакомство с курами и петухами
В оставшиеся четыре дня в Агое мы так и не купались, зато ездили или ходили по окрестностям. Даша в принципе уже была бодряком, хотя понос оставался, а вот у меня помимо него прибавилась рвота и несварение желудка. Но сидеть в доме Вадима мне было неохота, да дочке было скучновато. Поэтому мы гуляли к морю, играли в камушки на пляже, забрались на первую в жизни Даши гору — высота 359 метров над уровнем моря, это вам не в тапках прятаться и не на форточке кататься!
Даша на своей первой вершине под пос. Агой (название мне неизвестно)
Съездили также на водопады под пос. Анастасиевка (Шпичатские, они же «на Двубратском ручье»). Ох и тяжело мне шлось туда, хотя в иные времена, работая в «Орлёнке», водила детей по тому же маршруту на раз-плюнуть, а нынче еле заползла, так мне было плохо. Даша всё ездила на мне, пешком ходить отказывалась. Пожалуй, об этом маршруте я расскажу в следующий раз более подробно, оно того стоит, а в этот раз ограничусь фотографиями.
Гора Два брата под пос. Анастасиевка
Вершина Семиглавая, если не путаю.
Пятый и самый известный водопад на ручье — с чашей, в которой можно искупаться. Вода освежающе холодная.
На обратном пути с водопадов меня подвезли лихие девушки на квадроцикле, а точнее, это был квадроцикл с 6-ю колёсами, не знаю, как такое ТС назвать. На прощание мы сфотографировались, правда, фото вышло так себе.
В поезд «Туапсе-Москва» мы садились уже почти здоровые. Меня подняли на ноги «Креон» и «Энтеросгель». Теперь всегда буду их брать с собой в аптечку.
В общей сложности, диарея продолжалась у нас обеих 7 дней. У Даши в Анапе сутки держалась температура 38-39, причём не сбивалась никак, потом ещё два дня 37-37,5 было у нас обеих. Рвота у малышка закончилась в первые сутки благодаря Церукалу, спустя пару дней, уже в Агое, ещё один день дочку пару раз тошнило, но уже не так страшно.
1. Рвоту останавливать самостоятельно не рекомендуется, т.к. организм самоочищается от того, что его отравляет. Однако если рвота продолжается одного дня, а у малышей — дольше пары часов, то необходимо вызывать доктора. Я вызывала местную неотложку (телефон нашла в интернете) для Даши. Что касается меня, то меня толком-то и не рвало, а только мутило и дико болел живот, до тех пор, пока я искусственно не вызвала у себя рвоту — после неё полегчало.
2. Понос можно останавливать противодиарейными средствами. Нам прописали «Энтерофурил», но мы пользовались «Стопдиаром», при этом мне помогло, а Даше нет.
3. При рвоте и поносе обязательно много пить, желательно не просто воды, а воды со средством, восстанавливающим водно-электролитный и кислотно-щелочной баланс. Я пила минералку и регидрон, Даша обычную детскую бутилированную воду.
4. В промежутках между лекарствами, с разницей в 1-2 часа, мы пили сорбенты. Поначалу это был активированный уголь, потом «Энтеросгель».
5. Никакие фрукты и вообще ничего лично я переварить не могла, хотя ела по чуть-чуть рис, макароны, куриный бульон. В основном пила. Потом наконец купила панкреатин, в моём случае, это был «Креон», после которого ЖКТ наконец начал адекватно реагировать на пищу. Что касается Даши, то она ела только сушки и сосала грудь. Рис есть отказывалась, как я ни старалась впихнуть.
6. В качестве жаропонижающего мы использовали «Парацетамол», но он оказался в этот раз малоэффективен. Думаю, «Нурофен» помог бы лучше.
Вот примерно такими средствами надо комплектовать аптечку на случай, подобный нашему. Кишечная инфекция, расстройство желудка или ротовирус — это может случиться с любым и в любом месте, но на юге риск повышен. С гигиеной там как-то труднее, а места питания, вызывающие доверие, встречаются явно реже, чем в Москве, хотя, честно говоря, я не сторонник стерильности и не слишком щепетильна в этом деле. До сих пор Даша практически никогда не страдала запорами или поносами, отлично всё переваривала, а рвоты не было вообще ни разу. А мой пищеварительный тракт был до этого случая практически неубиваем, где бы и чем бы я ни питалась. Для сравнения, когда мы отравились водой в Фанских горах, муж лежал пять дней с расстройством желудка, а я отделалась двумя днями недомогания. Думаю, теперь я полностью искупила свой кармический долг за шуточки в его адрес. Прости, любимый, больше никогда не буду над тобой смеяться на эту тему, потому что знаю теперь, каково тебе было. =)
Привожу также ссылки на любимого многими мамами доктора Комаровского и его советы.
Кишечные инфекции и видео на эту тему
Детский отдых
Да….Путешествие к морю вышло не из кайфовых, но ведь я же сама искала приключения на свою пятую точку и, в общем, предполагала, что такое может произойти. Радует, что Даша практически не пострадала — всё время спала да сосала грудь, на маме ездила, почти не плакала. Зато сколько было радости в её глазах, когда она кидала песок в море, купалась, качаясь на волнах, как сладко спала в тени на свежем воздухе, играла с ракушками… ведь именно ради этого всё и затевалось!