Кабардино-Балкария на майские праздники. Семейная спелеоэкспедиция
Чем длиннее и насыщеннее путешествие, тем сложнее начать писать о нём. Притом чем дольше тянешь, тем больше сомнений, а стоит ли вообще начинать, кому это нафиг интересно, да и что нового я могу сказать? В своё время я так угробила потенциально интересный рассказ о нашем месячном путешествии автостопом по Киргизии и Таджикистану, о чём жалею до сих пор.
Так что теперь я знаю, что если хочется, то нужно писать как можно скорее, а не повторять несколько раз одну и ту же историю отдельным интересующимся, просматривая в сотый раз фотки вместе с ними. И неважно, что скажут другие, интересным это кажется или нет, новым или не очень. Я знаю, что если пишешь, горя этим, то всегда найдётся кто-то, кто прочтёт, хотя бы один человек, и кто-то, кому это может быть полезно или просто понравится. Тем более, в наш век всеобщей публичности и доступности информации любого рода.
Поэтому отброшу максимализм, перфекционизм и подростковую жажду быть оригинальной, и просто напишу о том, как мы провели майские праздники в этом году.
Таня Яскович, которая уже однажды заманила меня в Калининград, на этот раз заманила уже всю нашу семью в Кабардино-Балкарию, в спелеоэкспедицию. Я долго колебалась, а стоит ли мне ехать, потому что меня пугало название мероприятия и то, что я буду там обузой вместе с ребёнком. Когда выяснилось, что туда едут с детьми практически все, и что предполагается не столько лазание по пещерам, сколько разведка новых входов в них, сомнений уже не осталось.
Я умудряюсь всегда вписываться в походы раздолбайского толка. Это такие, где всегда что-то пущено на самотёк. Когда мы ходили на Эльбрус, моя раскладка, которую я кропотливо составляла неделю, оказалась не нужна — накупили чего попало (навскидку), а потом половину увезли назад. Тогда же, уже в пути, обнаружилось, что мы взяли только одну горелку вместо двух (на шестерых) и, до кучи, что все наши баллоны с газом к имеющейся горелке не подходят. Ещё в том походе одна девочка вспомнила, что у неё нет ботинок для треккинга, только на подъезде к Пятигорску, а один из участников обнаружил, что его кошки сломаны и он их не умеет одевать, уже на леднике… Когда мы ходили на Фишт, то решили наугад «срезать» по склону, потому что простой маршрут показался скучным, а на спуске с Фишта один из нас потерял паспорт. В этот раз было не менее весело.
Катя (почти 3 года) и Даша (почти 2 года) в ожидании остальной группы на нальчикском вокзале, ушедшей закупать продукты.
В поезде выяснилось, что мы не взяли ящик с тушёнкой, рыбными консервами, кофе и подсолнечным маслом, а также котлы на всю группу. По приезду начались неполадки с транспортом: люди, которые должны были нас везти на место, не отвечали на звонки, а потом мы узнали через третьих лиц, что они вообще уехали в Крым. Когда приехали на предполагаемое место лагеря к источнику реки Хеу (Черекский район, КБР), обнаружилось, что воды там нет. Пришлось кататься по окрестным горам в поисках приемлемого места для стоянки. Руководитель экспедиции Серёга Ружьёв рычал и грозился жестоко убить виновных.
Проблемы с транспортом. Ждём новостей от Тенгиза, на повороте на Кара-Суу, у речки Бешенка.
Нам очень помог Тенгиз Мокаев, действительный член РГО, путешественник, фотограф, активист, автор статей, и просто замечательный Человек. Он быстро организовал транспорт, нашёл место для лагеря и разрешил многие другие наши проблемы, а также продолжал помогать нам всё время, пока мы находились в экспедиции.
В поисках стоянки. Воды нет, но вы держитесь.
Балкарское радушие
Мы расположились примерно в 80 км от Нальчика в урочище Хумалан (Черекский район КБР), рядом со старым заброшеным кошем, в стороне от горной дороги. Тем не менее, с неё нас было хорошо видно, и это повлияло на ход экспедиции. Как я уже писала, мы собирались активно искать новые провалы и входы в пещеры, радиально выходя из базового лагеря, но местные жители — а балкарцы славятся своим радушием — устроили чуть ли не паломничество к лагерю. Почти каждый день по грунтовке мимо нас проезжал какой-нибудь внедорожник, и водители обязательно заворачивали пообщаться. Так что несколько дней пещеры стояли неоткрытые и неисследованные, а мы отдавали дань уважения гостеприимству хозяев.
Обустройство лагеря. Таня копает, мужчины помогают.
От лагеря открывался вид прямо на Нальчик (вдалеке справа).
Сперва приехал местный начальник то ли охотничьего хозяйства, то ли полицейского отделения из Белой речки с женой и товарищем. Потом приехал Тенгиз с фотографом. Потом приехали нальчикские мотоциклисты, путешествующие по горам. Потом глава Черекского района привёз воду, вкусные гостинцы и водку. Наконец, он приехал второй раз (и снова с подарками), а за ним следом журналисты с двух телеканалов, а потом и ансамбль народных танцев, к которому, до кучи, каким-то чудом присоседились три кировские (!) туристки. Мы были в шоке от такого обилия внимания. У нас на поляне кружились в танце нарядные балкарские девушки и молодые люди в национальных костюмах, журналисты лазали в пещеры и снимали всех на камеру, а глава района Борис Муртазов лично подарил два больших ящика местного лакомства — пирожков лакумов, а также пару бутылок национальных напитков — айрана и бозо, а мамам и детям вручил тёплые шерстяные носки.
Вот пара сюжетов про экспедицию, отснятых корреспондентами телеканалов.
И довольно информативный материал про нас по ссылке.
Я второй раз в жизни сталкиваюсь с балкарским гостеприимством, и с трепетом и восторгом вспоминаю удивительных людей, которые щедро одаряют гостей и с открытым сердцем встречают путешественников.
Снаряжение для взрослых и малыша
С погодой нам, в целом, повезло, чего нельзя сказать о второй части нашего семейного путешествия, в Приэльбрусье, о которой я напишу отдельно. В основном, было тепло и сухо, в районе 15-20 градусов тепла, пара дней и ночей выдались холодными и дождливыми, один день был туманный. А в последний день мы вообще сгорели на солнце.
Мы брали с собой демисезонный комплект вещей с расчётом на дождливые и холодные дни и, в общем-то, не прогадали, использовали всё.
В этом выезде я открыла для себя такую полезную вещь как спальник-дабл от «Сплава». Весит как один взрослый (1,5 кг), а вмещает двоих взрослых. Вариации у производителя разные, есть и на минусовые температуры, а наш был примерно на +5. Спасибо Тане, которая дала нам поюзать эту штуку, очень классная, хотя и не без недостатков — отличное решение для походов с детьми, потому что даёт существенную экономию веса.
Что касается дочки, то мы не стали покупать ей спальник. Кроме того, я поняла, что это даже и не нужно, если у вас нет финансовой возможности его брать. Ребёнок прекрасно спит отдельно в своём зимнем комбинезоне, варежках и шерстяных носках и шапке — ворочается, сколько влезет, и нет шансов, что вывалится из конверта или выползет и замёрзнет.
В очередной раз поняла, что мне очень нравится наш рюкзак-переноска, для меня даже имеет некоторое преимущество по сравнению со станковыми. Когда я тестировала классический рюкзак с рамой, у меня были сомнения, что мне удобно в нём ходить. А тут Лена, мама Кати, попробовала поносить наш рюкзак и сравнила со своим от Mothercare и тоже сказала, что ей удобнее в нашем полужёстком рюкзаке. Правда, его нельзя использовать, например, вот так.
К майскому выезду я учла недостатки нашего рюкзака и пришила к нему пару колец для дополнительной подвески, что позволило мне нести, помимо сумки под сиденьем, коврик и палатку, и тем самым разгрузить нашего папу аж на 4,5 кг и увеличить свой переносимый груз до полноценных 15-18 кг. Дождевик я по-прежнему не придумала, но Даша не возмущалась, сидя в рюкзаке под дождём в непромокаемой лёгкой одежде из Декатлона.
Нельзя не вспомнить и о детской сидушке, про которую я уже писала в обзоре, вещь оказалась полезной во многих ситуациях.
Ещё из снаряжения очень и очень в очередной раз пригодились треккинговые палки — делаю на них акцент, потому что для многих вещь неочевидная и даже иногда непонятная. Мало того, что они разгружают запястья и спину, так ещё и Даша просто обожала с ними играть. А ещё они пригодились для сооружения ветрозащитной стенки из коврика вокруг большой общей горелки.
Кстати, о горелках. По инициативе руководителя экспедиции Сергея решили попробовать готовить пищу на большой общей горелке, которую специально к поездке купили в Москве. Вышла хорошая экономия газа и дров, а также нервов женщин, которым не пришлось париться на тему, как зажечь костёр и принести дров, чтобы приготовить обед на 13 человек.
Сергей и Иван готовят суп на мега-горелке.
Питание и гигиена
Еда была стандартная для похода (крупы и тушёнка), но мы дополнительно закупились свежими овощами и вкусняшками на нальчикском рынке, благо что он находится совсем рядом с вокзалом. Дети, в том числе малыши, кушали полностью всё с взрослого стола — детское питание мы брали только в поезд. Кроме того, я уже выше писала о том, как щедро нас угощали балкарцы, так что стол просто ломился от еды.
Галя контролирует приготовление обеда.
Малышня ест. На воздухе любая еда — вкусняшка!
Некоторые трудности были с водой. Ближайший и единственный доступный, пожалуй, ручей протекал в 100 метрах от нас и уходил в пещеру. Он был мал настолько, что нельзя было даже поначалу зачерпнуть из него воду чашкой — мужчины рыли ванночки в глине, чтобы можно было её набрать. Кроме того, поляна находилась рядом с пастбищами и коровы периодически мутили воду в ручье, делая её непригодной для питья. Так что мы её употребляли исключительно после кипячения, а в ненастные дни собирали дождевую воду с тента.
Коровы, регулярно пившие с нами из одного ручья выше по течению.
Мытьё и стирка в таких условиях превратились в подвиг, так что я в первые же три дня поняла, что лучше истрачу весь запас подгузников, чем буду следить за высаживанием Даши, хотя изначально планировала отказаться от «бумажных трусов». К тому же, дочка напрочь отказалась делать большие дела в горшок — хотя он и был у Кати и можно было им пользоваться. Каждый день у нас начинался с беготни за малявкой и уговоров «покакать», все они были безуспешны, Даша категорически терпела, а затем масштабно и по-партизански пачкала подгузники, после чего приходилось её долго и мучительно отмывать скудными запасами воды. Влажные салфетки стремительно закончились на 4 день — в следующий раз возьму вдвое больше, точно лишним не будет.
Подгузники я на сей раз взяла «экологичные» — те, что сделаны из целлюлозы почти целиком. Не уверена, что они разлагаются в природе так, как это рекламирует производитель, но горят отлично, в отличие от обычных. Думаю, сделаю небольшой отдельный обзор про них.
Впечатления
Мама Даши, то есть я, очень довольна поездкой. Она думала, что придётся целыми днями сидеть с ребёнком в палатке на одном месте, а оказалось очень даже здорово. Экспедиция лично для меня вышла сбалансированной по соотношению «активность — время с ребёнком». Несколько раз мне удалось отлучиться на целый день или на половину и заняться делами, никак не связанными с дочкой — я помогала записывать координаты и описание найденных воронок, входов и провалов, а также фотографировала их. Мне даже посчастливилось поучаствовать в поиске забытой с 1980-х гг. пещеры Фонтан в районе истока Белой речки и погулять внутри неё пешком.
Ещё чистый спелеолог.
Даня исследует входы.
Лужа, в которую утекают русла сразу нескольких ручьёв, внутри карстовой воронки. Значит, где-то внизу полость.
Один из многочисленных входов в пещеру, на дне которого лежит снег.
Небольшой водопад, утекающий под снежником в глубь земли.
Иван готовится спускаться в один из ходов.
Даня готовится к спуску в провал, где найдёт череп загадочного животного.
Миша и череп.
А в этом провале Даня упал сверху на дно из-за обвалившегося камня. Отделался здоровенным синяком на попе и на локте. Самое обидное, что хода дальше в пещеру не было.
Надпись времён Великой отечественной войны на старом буке.
Могучие буки.
Таня добывает доисторические ископаемые и окаменелости в русле притока Белой речки. Кстати, ещё один способ использовать треккинговую палку.
Иван демонстрирует масштабы окаменелости.
Белая речка, точнее, её приток.
«Разгрузка» — место, где подземные воды выходят на поверхность, образуя реку, которая ниже по течению зовётся Белой. Выше этого места воды нет — она внезапно появляется из-под камней и сразу же течёт таким большим потоком.
Пещера, условно называемая «Фонтан» — такое название сообщил московским спелеологам Анатолий Шамрай, основатель Нальчикской спелеологической секции. Благодаря его устному примерному описанию мы нашли её вновь — в последний раз спелеологи её посещали около 30 лет назад.
У пещеры два ответвления от главного входа. Левое спускается на несколько метров вниз по наклонной и упирается в небольшое озеро. Пока туда никто не проныривал, но, возможно, дальше пещера продолжается. Это можно будет выяснить в последующих экспедициях.
Второе ответвление от входа ведёт вправо в короткую широкую галерею и упирается в вертикальный колодец, уходящий вверх.
Рядом с пещерой есть сквозная арка в соседнюю небольшую долину.
Все эти прогулки очень разгрузили мои мозги и нагрузили ягодицы и спину :-D. Спасибо большое девочкам, Гале и Лене, а также нашему папе Даниилу, которые всё это время приглядывали за Дашей.
В лагере тоже не было скучно, мы с Леной и с детьми сходили пару раз в очень красивые места на ближайший перевал, полюбовались видами и вволю наобщались.
Ну а Даша, в общем, как и обычно, была счастлива — столько всего нового, и родители круглые сутки рядом! Целыми днями она носилась по поляне, играла с палками, кидала их в костёр, смотрела на пасущихся рядом коров и лошадей, на птиц и на облака, играла с камушками на дороге, если мы гуляли там, или в палатке с Катей в игрушки. Иногда малышки вдвоём листали книги или рисовали, а иногда и родители принимали в этом участие.
Поприставать к взрослым, послушать гитару. Или подраться из-за неё.
Покидать камни и ветки в лужи, побегать по ним.
В палатке почитать книжки, поиграть в игрушки. А можно выпотрошить мамину косметичку и аптечку.
Погулять и посмотреть на бабочек и цветы.Я вновь убедилась, что ребёнок в таком возрасте довольно легко может переносить тяготы быта и пребывание вне дома. Правда, первые три ночи дочка дала нам «прикурить»: постоянно, каждые полчаса-час плакала с дикими воплями во сне, и добудиться мы до неё не могли никаким образом, равно как и успокоить. Потом всё нормализовалось само собой.
Семь дней пролетели быстро, и мы, обойдя и зафиксировав максимум запланированных участков с воронками, собрали рюкзаки и отправились в Нальчик. Благодаря Тенгизу без проблем доехали до города — транспорт снова организовал он. Попрощавшись с новыми нашими друзьями на вокзале — а наша семья отправлялась в экспедицию, почти незнакомая ни с кем, — мы, снова при помощи Тенгиза, доехали до междугородного автовокзала и уже отправились во второе мини-путешествие к подножью горы Эльбрус, о котором я расскажу чуть позже.