Детская железная дорога в Санкт-Петербурге
Когда я была маленькой, обожала ездить на поездах, да и сейчас люблю. Есть что-то чарующее в этом способе передвижения. Когда поезд трогается, оставляя позади перрон, ты уютно устраиваешься на своей полочке, глядя в окно на мелькающие индустриальные и природные пейзажи, пьёшь чай из знаменитых стаканов в подстаканниках, дремлешь под убаюкивающее покачивание вагона… Маленькой, мне казалось, что профессия проводника в поезде — одна из самых увлекательных и романтичных. Даже подумывала о том, чтобы освоить эту специальность.
Для детей, которым действительно хочется попробовать себя в роли проводника поезда, машиниста или ещё кого-нибудь из сотрудников железных дорог, были придуманы детские железные дороги. В первую очередь, это кузница будущих кадров — ребята в течение учебного года постигают тонкости профессии в специальных учреждениях дополнительного образования, а летом проходят практику в реальных условиях. Но проехать по детской железной дороге может любой желающий.
О детских железных дорогах
Первая детская железная дорога, больше как аттракцион, была построена в 1932 году московскими комсомольцами, но вскоре закрылась. По-настоящему серьёзное строительство развернулось благодаря грузинам, которые после создания в Тифлисе своей узкоколейки (1935 г.) призвали коллег повторить их опыт во всех республиках СССР. Так детские железные дороги появились в Подмосковье и Санкт-Петербурге, Красноярске и Челябинске, Нижнем Новгороде и Ярославле, Оренбурге и Екатеринбурге, Тюмени и Новосибирске, Владикавказе и Хабаровске, а также ещё много в каких городах России и бывших союзных республик.
Весь подвижной состав и оборудование на ДЖД максимально приближены к настоящим, чтобы работающие на ней дети полностью прочувствовали будущую профессию (разумеется, под руководством инструкторов). Однако есть и отличия: поезда ездят по узкоколейным рельсам, а сама трасса, как правило, не очень длинная (1 -10 км) и не имеет особой транспортной значимости.
Полный список существующих детских железных дорог и подробности о них можно прочесть в Википедии, вот на этом полезном ресурсе, а также на сайтах РЖД по соответствующему запросу в поисковике.
Этим летом я собиралась посетить детскую железную дорогу в подмосковном Кратово, однако сложилось всё намного интереснее: неожиданно отправившись в Питер, узнала от знакомой, что аналогичная дорога есть и в пределах северной столицы. Их даже две — одна северная, более старая, а вторая — самая молодая по дате создания, но при этом имеющая самого давнего предка, это Малая Царскосельская железная дорога (южная ветка Малой Октябрьской детской железной дороги). Построена она на том же отрезке пути, по которому некогда была проложена первая в России железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского села.
Малая Царскосельская детская железная дорога
Вообще, первая детская железная дорога в Ленинграде была торжественно открыта в 1948 году, и проходит она по северу города (сейчас её длина — 2 км), в районе ст. м. Озерки. Южный участок Малой Октябрьской ДЖД был запущен в 2011 году, и на сегодняшний день он имеет самое новое оснащение и оборудование. Протяжённость колеи 10,8 км, на участке есть три станции: Молодежная (м. Купчино), разъезд Юный, Царскосельская (г. Пушкин). Время движения в пути — 20 минут.
Отправиться в путешествие можно как из Петербурга, так и из г. Пушкин, расписание и график движения поездов здесь. По-моему, есть смысл выезжать от ст. м. Купчино на первом поезде (в 11 утра), чтобы гулять по Царскому селу весь день, благо что там есть, на что полюбоваться.
Кстати, если соберётесь ехать из Купчино, то предварительно почитайте в интернете, как найти «детский» вокзал — это сделать не так-то просто. На перроне метро и кое-где в переходах есть указатели, однако они внезапно исчезают возле пригородных касс. Не теряйтесь: напротив касс есть неприметная дверь с маленькой вывеской «Детская железная дорога», заходите в неё и попадаете на задворки станции. Здесь нужно двигаться между железнодорожными путями и зданием, из которого вы вышли, и через некоторое время увидите плакаты с рекламой ДЖД. Проходите мимо них и увидите узкоколейку, а рядом с ней и здание нужного вам вокзала.
Назад отправляться удобнее всё-таки с обычной станции в г. Пушкин («Царское село»): детские поезда прекращают движение к 6 вечера, можно не успеть нагуляться. Не могу не отметить, что на этом вокзале есть бесплатная детская зона — такое встречаешь нечасто.
С другой стороны, если вы возьмёте билет «туда-обратно», сможете бесплатно посетить небольшой музей ретро-автомобилей прямо на территории детского вокзального комплекса. При билете в один конец посещение обойдётся в 150 рублей.
Стоимость билета на поезд в один конец — 150 рублей, туда-обратно — 300 рублей.
По Малой Царскосельской ДЖД курсируют в будни два поезда — «Сказка» и «Колибри», а в выходные вагоны возит ретро-паровоз «Октябрёнок».
Мы попали на поезд «Сказка», но, сказочные в нём только шторки на окнах — с изображением сказочных персонажей и детскими стишками. Поезд поменьше обычных составов и выглядит немного игрушечным по сравнению со старшими братьями.
У каждого вагона вас встречают юные проводники — мальчишки и девчонки в форме. Очень приятно было общаться с ними, ребята помогали всем пассажирам: малышей приподнимали на подножки и спускали на перрон на выходе, занесли детские коляски в вагоны, а во время путешествия вежливо проверили билеты и рассказали коротко об истории Малой Октябрьской детской железной дороги.
По приезду на Царскосельскую станцию (она же — Детскосельская, 21 км) вы окажетесь не совсем в Пушкине, а на его окраине. Так что придётся добираться до основных достопримечательностей города (Екатерининский и Александровский парки) на автобусах (№186, 376 и др.). Обратно можно дойти до главного вокзала уже пешком, если вы никуда не спешите и любите пешие прогулки.
В целом, я сделала следующие выводы. Идея детской железной дороги — отличная, но с моей точки зрения, ей не хватает привлекательности для посетителей. Она не рекламируется, её трудно найти (по крайней мере, в Санкт-Петербуге), она не оформлена никак — хоть и детская, а выглядит скучно и не очень-то красиво. Мне кажется, можно было бы хоть вокзал оформить посимпатичнее, а не как простую «коробку», а вагоны разукрасить мультяшками или в разные цвета — вообще легко.
Не уверена, что всем детям кататься по такой дороге интересно. По крайней мере, и моя Даша не проявила восторга, и две дочки Наташи (которая и рассказала мне об этой железной дороге) тоже скучали большую часть пути, хотя девочки и постарше. Наверное, на данном этапе такая железная дорога нужна только взрослым и подросткам, которые там проходят практику, ну и тем, кто тяготеет к железнодорожной тематике. А вот обычным гражданам — как-то так, средне. Ради любопытства, конечно, можно один раз потратить вдвое большую сумму, чтобы доехать до Царского села. Но если бы эта узкоколейка проходила не по «туристическим» местам, да ещё далеко от города, то я вряд ли она была бы первой в моём списке «must see».
Больше фото смотрите здесь.