В гости к Ладоге: крепость, маяк и дорога жизни
Это небольшое путешествие стало первой моей встречей с Ладожским озером, хотя когда-то я прожила 5 лет в Питере, будучи студенткой. Cейчас жалею о том, что не интересовалась тогда походами и мало ездила по Ленинградской области, ведь это настоящая сокровищница природных и исторических достопримечательностей! Здесь есть Финский залив и песчаные дюны, скалы и красивые озёра, настоящие северные леса, места боевой славы, замки и крепости, дворцы и усадьбы. Вот об одной из известных крепостей и пойдёт ниже рассказ — о крепости Орешек, а также о дороге, спасавшей жизни ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, и о 9-ом по высоте в мире маяке.
Придумывая маршрут, я планировала, главным образом, посмотреть форт, однако не могла удержаться от соблазна погулять у Ладожского озера. Открыв карту и изучив линию берега, я обнаружила севернее Орешка интересный для себя объект — маяк. Я никогда в жизни не видела настоящих маяков, не считая кронштадтского. Решено было совместить эти две точки в одной поездке, а впоследствии оказалось, что на этом маршруте есть не менее интересные объекты.
В моём запасе был только один день, и 20-с-чем-то-километровый маршрут, который мог бы стать пешеходным, я проехала на электричках. Как выяснилось, в «собачном» виде такое путешествие не очень удобно, зато оно могло бы стать очень даже неплохим для любителей автомобильных поездок или для велосипедистов. Что касается пешего варианта, то прежде чем оценивать и говорить о реальности его преодоления с малышом, нужно его пройти, а такой возможности у меня не было.
Ключевые точки и особенности маршрута
Маршрут начинается от ж\д станции «Петрокрепость», рядом с которой находится паромная переправа к крепости Орешек и обратно. А если заплатить двойную цену за билет, то можно из Орешка отправиться в Шлиссельбург на другой стороне истока Невы и осмотреть ещё и его.
Заканчивается маршрут на ж\д станции «Ладожское озеро», здесь интересно посмотреть песчаные пляжи с соснами, музей «Дорога жизни» и Осиновецкий маяк. Путь частично проходит по шоссе «Дорога жизни» — сухопутному участку легендарной транспортной магистрали, которая в годы Великой Отечественной войны была единственной ниточкой, связывавшей блокадный Ленинград с Большой землёй.
Между упомянутыми двумя станциями почти по прямой 23-25 км. Однако эти километры складываются, если идти вдоль дорог или ехать по ним. Гораздо интереснее было бы удлинить пеший (или велосипедный) маршрут, пройдя между трассой и береговой линией и по возможности огибая населённые пункты. Если верить топографическим картам и картам OSM, местность вполне проходима: есть тропы, грунтовые дороги, а кое-где не сильно буреломное редколесье с болотами, но последние можно пройти либо обойти. Мне кажется, что идея хороша не только на бумаге, так что если вам вдруг захочется попробовать и вы это сделаете, расскажите мне об этом обязательно.
Помните, что автобусы напрямую между данными станциями не ходят и электрички тоже. Если вам всё-таки вздумается ехать на электричках, как это сделала я, заранее узнайте расписание оных и вычислите наиболее удобное для пересадок время. Пересадку можно сделать во Всеволожске, а пока ждёте поезд, можете сбегать, например, в местный Музей кошки — здесь собрано более 4000 кото-экспонатов, а ещё есть 10 живых кошек, которых можно погладить, пока пьёте чай и делаете селфи в кото-шапке.
В случае с пересадкой на электричках однозначно имеет смысл разбить маршрут на два дня, чтобы всё успеть, не напрягаясь. Помните, что переезды длинные: от Питера до Петрокрепости — 1,5 часа; от Петрокрепости до Всеволожска — 30 минут; от Всеволожска до Ладожского озера — 50 минут; от Ладожского озера до Санкт-Петербурга — 1,5 часа. Билеты в общей сложности обойдутся в пределах 500 рублей.
Если же у вас есть машина, то она существенно сократит время в пути, потому что автодороги связывают все вышеперечисленные пункты между собой и вы сможете насладиться путешествием, не подстраиваясь ни под какие расписания и не делая громадного ненужного крюка через Всеволожск. И конечно, вы можете по-своему изменять все точки маршрута.
Что касается собственно моей поездки, то, как я уже писала выше, мы с Дашей отправились до ст. «Петрокрепость» на электричке, погуляли по крепости Орешек, затем доехали на электричке до ст. Мельничный ручей под Всеволожском, где пересели на другую, едущую до ст. «Ладожское озеро». От неё пешком дошли до маяка, и вернулись обратно с той же станции в Питер. Всё путешествие заняло ровно один день. Подробности ниже.
Маленькая, но важная крепость на Ореховом острове
Как добираться, что смотреть и где есть
Орешек, наверное, одна из самых известных русских крепостей на Ладожском озере.
Попасть в крепость Орешек можно на паромной переправе — либо из Шлиссельбурга, либо из пос. Им. Морозова (ж/д станция «Петрокрепость»). Стоимость взрослого нельготоного билета — 250 руб. (туда-обратно), дети до 7 лет — бесплатно. Детям на теплоходах выдают спасжилеты.
Билет в сам музей стоит 200 рублей, причём экскурсия, если набирается достаточное количество человек, включена в стоимость билета. Подробности и цены на официальном сайте.
Я очень рекомендую дождаться экскурсии, тем более, что группа собирается в половине каждого часа, если есть от 10 слушателей и больше (это, как правило, пассажиры с одного парома). В течение часа гид проведёт вас почти по всем объектам крепости, по стене и за её пределами и расскажет вам много интересного. Можно ещё купить дополнительные экскурсии по желанию, но нам хватило и основной — мы с Дашей провели в Орешке около 2-3 часов и не успели заскучать, притом что осмотрели не всё.
Отправляясь на остров, захватите с собой еду. На берегу, возле паромной переправы и ж/д станции, не было обнаружено никаких заведений питания, только один небольшой магазин продуктов. В одном-единственном кафе на территории форта продаются только чипсы и хот-доги по музейным ценам. Мы с Дашей всего этого не знали, поэтому пришлось уезжать полуголодными. А ведь мог бы быть отличный шанс в такую хорошую погоду устроить пикник под древними крепостными стенами с видом на Ладожское озеро.
Остальные фотографии смотрите в альбоме в ВК вот здесь.
Ладожское озеро и Дорога жизни
Нагулявшись по Орешку, я некоторое время сомневалась, стоит ли ехать дальше. К тому моменту уже было около 3 часов дня и стало ясно, что моя затея с пешим переходом между Петрокрепостью и Осиновецким маяком — чистая авантюра. Автобусов напрямую тоже не оказалось, машин тоже. Оставалось или вернуться в середине дня в Питер и отложить идею в долгий ящик до следующего приезда, или попробовать добраться на электричках, сделав приличный крюк. Конечно же, я выбрала второе — не пропадать же такой возможности!
Мы с Дашей доехали на электричке до Мельничного ручья (почему-то я решила, что там выйти лучше, чем во Всеволожске) и… попали в часовое окно в расписании. Пришлось целый час бездельничать в неинтересном посёлке, от которого до Всеволожска слишком долго пешком, у автобусов — перерыв, а трасса на Ладожское озеро тоже неблизко. Ради интереса я спросила у местных таксистов цену до нужной мне станции, и они с честными глазами предложили мне доехать дотуда за 2000 рублей. После этого я всё-таки решила поскучать, пока не придёт мой поезд.
Станция «Ладожское озеро» — конечная. И оказались мы, действительно, как будто на краю света: в тот день и час здесь было необычайно тихо и безлюдно, только пара туристов с рюкзаками вышла вместе с нами из поезда и ещё трое, судя по всему, местных жителей. Рядом с вокзалом — паровоз-герой, который возил грузы по «Дороге жизни» в Великую Отечественную. Его не менее прославленного «железного коллегу» мы видели несколькими часами ранее на станции «Петрокрепость».
Станция находится немного в низине, и поднимаясь от неё, поначалу видишь только изгиб асфальта, уходящий вправо вдоль янтарных сосен по песчаном берегу, а за ними не видно горизонта, шоссе как будто идёт по краю неба.
«Дорогой жизни» прозвали транспортную магистраль (ВАД-102), по которой во время блокады Ленинграда с 1941 по 1943 гг. перевозились грузы, перебрасывались войска и эвакуировались жители северной столицы. Начинаясь в деревне Кобона на восточном берегу Ладожского озера, она тянулась через воды Ладоги (зимой — по льду), затем упиралась в мыс Осиновец, где грузы переправлялись либо на железную, либо на автомобильную дорогу, ведущую к осаждённому городу.
Сейчас вдоль сухопутного участка магистрали (шоссе А128 «Санкт-Петербург — Морье») установлены памятники, напоминающие о подвиге советских солдат и мирных жителей. 43 километровых столба на этой трассе, в том числе на участке между Осиновецким маяком и станцией «Ладожское озеро», признаны памятниками истории и входят в состав мемориального комплекса «Зелёный пояс славы». Идя или проезжая по маршруту, можно увидеть некоторые монументы, например, «Разорванное кольцо», установленное под селом Коккорево в ознаменование прорыва блокады. А также, конечно, мемориальный музей «Дорога жизни» рядом с упомянутой железнодорожной станцией и маяком.
Когда я ехала туда, знала все вышеперчисленное только в общих чертах, но даже этого было достаточно, чтобы ощутить благоговение перед следами героического прошлого. И сейчас, сидя дома, читая подробности и разглядывая фотографии в интернете, чтобы написать этот пост, я иногда ощущаю ком в горле от ощущения, насколько мучительной, громадной и самоотверженной была жертва, которую принесли наши дедушки и бабушки ради нас, своих неблагодарных потомков.
Осиновецкий маяк
Ещё я не знала, что Осиновецкий маяк — 9-й по высоте в мире. Его башня — 70 метров, а сигнальные огни светят с высоты 74 м. Маяк был возведён в 1905-1910 гг. и его задача — обозначать западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой Нева несёт свои воды в сторону Финского залива. Во время блокады он также служил важным ориентиром для обозов, идущих по «дороге жизни».
В 2010 году пост смотрителя Осиновецкого маяка оставил самый старый маячник России — на тот момент ему было почти 77 лет (или 89, данные в интернете разнятся). Сергей Шулятьев проработал здесь с 1987 года и знал каждую из 365 ступенек, по которым неизменно поднимался, чтобы протереть линзы и проверить исправность ламп. До него тем же самым занималась его жена, а вот внучка Ольга по стопам деда не пошла. Теперь на его месте с 2011 г. работает Олег Карепанов.
Судя по информации в сети, Осиновецкий маяк был не в самом лучшем состоянии, когда в 2007 году наконец выделили деньги на его ремонт. Сейчас 107-летняя башня не выглядит плачевно, насколько можно было разглядеть из-за ограды и запрещающей таблички. Хотя в интернете и написано, что территория не охраняется, я пролезать через забор не рискнула, с дочкой это могло закончиться неприятными приключениями. К тому же, у нас было всего лишь полтора часа на всё, а путь от станции уже занял 30 минут. Так что мы предпочли погулять по песчаному пляжу, где, кстати, несмотря на прохладное лето и вечер, было немало народу, в том числе с детьми.
Видно, что эти места давно облюбованы отдыхающими — тут для них есть всё необходимое. Поблизости есть турбаза и пара симпатичных кафе. Пляж оказался довольно уютным и чистым, а с берега открывается умиротворяющий вид на простор Ладоги. Тут же стоит небольшой декоративный маяк, а рядом с ним деревянная карусель и детский кораблик, где с удовольствием тусуется вся малышня — Дашу еле удалось оттуда увести.
Наступил вечер, сгущались бледные северные сумерки. Я шагала по холодному песку уставшая, но довольная. Обняв меня ручонками, на мне сидела уставшая и не очень довольная Даша. Ещё бы, в кульминационный момент дня, только мы дошли до детской площадки, нерадивая мама увела от заветного кораблика и снова куда-то потащила! В знак протеста дочка отказалась позировать для фотографий и идти пешком до коляски.
Как ни грустно, но нам надо было возвращаться на вокзал, чтобы успеть на последнюю электричку. Жаль, что день такой короткий. И здорово, что каждое утро начинается новый день. Благодаря Осиновецкому маяку, Дороге жизни и Орешку в том числе.
Остальные фотографии здесь.