Московская детская железная дорога: какой она могла бы быть и какая она сейчас
Удивительно, но Москва, в отличие от многих бывших советских и современных российских городов, не имеет своей собственной детской железной дороги. Миниатюрные вагончики сейчас исправно ездят в 26 городах России — Санкт-Петербурге, Красноярске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ярославле, Челябинске, Казани и многих других. В отличие от бывших республик, со времени распада СССР ни одна из детских железных дорог на территории РФ не была закрыта, наоборот, построены ещё три. Но хотя всё начиналось в столице, здесь детской узкоколейки так и нет. Как так вышло и где же юные москвичи могут попробовать себя в роли настоящих машинистов?
Немного об истории детских железных дорог в Москве и Подмосковье
В 1930-е гг Советский Союз захватила волна, так сказать, флешмоба по строительству детских узкоколеек. Зачем они нужны и какие бывают, я упоминала в посте о Царскосельской ДЖД, здесь же коснусь истории московских детских железных дорог.
Да, их несколько. Могло бы быть.
На сайте РЖД и в Википедии упоминается, что зачинщиками детского железнодорожного движения стали тифлисские пионеры. Они начали строить макет железной дороги в натуральную величину в 1934-м, а уже год спустя по ней двинулся первый состав. Идею быстро подхватили ребята и взрослые по всему Союзу, и строительство детских узкоколеек приобрело поистине широкие масштабы.
Однако ещё в 1932-м году и вплоть до 1939-го в Москве функционировала настоящая электрифицированная детская узкоколейка в Центральном Парке им. Горького (длина 528 м, 2 станции). Причины её закрытия неясны, да и упоминаний о ней в исторических источниках мало и они скудные. Известно, что планировалось её удлинить, достроить мост или депо, но проект был забыт. Информация отсюда.
В 1936 г., согласно той же книге А. И. Волкова, планировалось построить 2-километровую узкоколейку в парке Сокольники (так и не построили). Но всего интереснее нереализованный грандиозный проект детской железной дороги в Измайловском парке им. Сталина. Когда-то генеральный план развития Москвы подразумевал, что именно этот лесной массив станет главной зоной отдыха для жителей города. Здесь должны были появиться Центральный стадион СССР им. Сталина на 100 тыс. зрителей — у северо-западного входа, на востоке — самый большой в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки — огромный пруд площадью более 110 га с пляжами, яхт-клубом и станцией гоночных катеров. А детская железная дорога должна была протянуться по всей территории лесопарка и связать между собой все эти достопримечательности.
Измайловская ДЖД проектировалась в 1939-1941 гг. и должна была стать образцово-показательной, лучшей в стране. Неудивительно, что план неоднократно пересматривался и менялся. Он предусматривал две разные линии (одну 10-12 км, вторую 8 км длиной), 6 станций (с уникальными вокзалами на каждой), 1 платформу, виадуки, мост и тоннель. Курсировать по путям должны были как электровозы, так и паровозы. Окончательный вариант проекта был сдан на согласование 20 июня 1941 г., однако потом случилось известно, что. История круто изменила свой ход, и в итоге Москва осталась без детской железной дороги — несмотря на неоднократные попытки реабилитировать идею, она так и осталась на бумаге.
Более подробная информация о проекте — здесь.
Поэтому сегодня ближайшая к столице детская железная дорога находится в Подмосковном Кратово, в 40 км от города, на границе с городом авиации — Жуковским. Здесь обучаются железнодорожному делу ребята 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево, а также проходят летнюю практику учащиеся кружка юных железнодорожников при Московском Государственном университете путей сообщения.
Малая Московская, или Кратовская, ДЖД проектировалась и строилась раменскими пионерами в 1935-1937 гг. при поддержке Московско-Рязанского отделения ЖД. К тому моменту, как началась Великая Отечественная война, она уже работала, более того, опыт её создания пригодился в трудные годы. Те же пионеры принимали участие в строительстве узкоколеек в Бронницах, Фаустово, Хоботове, по которым в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.
Кратовская детская железная дорога сперва называлась Малая Ленинская Железная дорога и за всю свою историю дважды меняла название. По линии, протянувшейся на 2,3 км, курсировали самые настоящие мини-паровозы с деревянными вагонами.
На ветке с самого начала и до нашего времени три остановочных пункта — 2 станции с вокзалами (у пл. “Отдых” и у пл. “Кратово”) и 1 платформа между ними. Со временем пути удлинились до нынешних 4,9 км и модернизировались, сейчас по ним катают пассажиров тепловозы ТУ2-078 и ТУ2-129. Станции поменяли и облик, и названия: если прежде это были “Путь Ильича”, Школьная и “Культбаза”, то теперь это “Юность”, Школьная и “Пионерская”.
График движения и цены
Малая Московская железная дорога работает в тёплый сезон — с конца мая по конец августа, в последние несколько лет 5 дней в неделю — со вторника по субботу. В некоторые дни движение отсутствует, так что лучше уточнять информацию в официальной группе в ВК и по телефонам, указанным в ней.
Поезда отправляются со станций каждый час, билеты в 2018 году в одну сторону стоили 60 руб. — детский и 80 руб. — взрослый. Дети до 2 лет бесплатно.
Также можно заказать экскурсию, на которой вам расскажут об истории и работе детской железной дороги и покажут локомотивное депо.
Что ещё интересного в Кратово и рядом
Главное, чем примечателен посёлок Кратово — это, конечно, детская железная дорога.
Также в рядом с одноименной станцией есть очень приятная прогулочная зона в сосновом бору, вокруг Кратовского пруда. Тут есть отличные детские площадки и верёвочный парк.
Если пройти от депо узкоколейки в Кратово дальше по ул. Тимирязевская, а в месте пересечения железки и автомобильного перекрёстка перейти трассу, вы окажетесь в небольших зарослях. Некогда здесь строился «город-сад» для железнодорожников. Идея создания таких городков была популярна в Европе в начале XX вв.
С сайта Национального Центра Авиастроения
В 1912 г. управляющий Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк, известный дореволюционный «железнодорожный барон», выкупил земли возле платформы Прозоровская (ныне Кратово), распланировал всю территорию и начал строительство города-сада для работников железной дороги. До 1917 гг. были возведены больничные корпуса, они-то и скрываются в зарослях, а ещё вездесущий Ильич. Внутри зданий сейчас располагаются театр «Стрела» и Авиационный техникум.
По линии детской железной дороги проходит граница между г. Жуковский и пос. Кратово. Так что если вам и вашим детям интересна самолётная столица России, то вполне можно проложить такой познавательный маршрут: доехать из Москвы до пл. Кратово, погулять в парке, сесть на поезд детской железной дороги на ст. “Пионерская”, доехать до ст. “Юность”, и оттуда идти гулять в Жуковский. Здесь, помимо ещё нескольких парков, можно погулять по красивым улицам старого города, полюбоваться на самолёты, бронепоезд и пожарную машину, сходить в Музей авиации и покорения неба, в Музей авиастроения, есть здесь вертикальная аэродиномическая труба Центрального Аэрогидродинамического Института им. Жуковского (ЦАГИ) и даже Музей слоников. И да, именно здесь, в Жуковском, проходит каждые 2 года авиасалон МАКС — международная выставка авиационно-космической отрасли, очень масштабная по количеству зрителей и…самолётов.
Наконец, неподалёку от Кратово, есть небезызвестная усадьба Быково с красивой церковью, которую тоже можно посетить — но удобнее это делать всё-таки на машине, потому что переезды от станции к станции и далее пешие переходы довольно утомительны с детьми.
Полезные ссылки
Сайт о детских железных дорогах СССР