1400 км на юг, 2+2 и старенький Ford Focus

Неделю назад наша семья вернулась из первого большого автопутешествия в новом составе: я, муж и теперь уже двое дочек. Можно было бы написать заголовок вроде: “1400 км с двумя детьми на авто — легко!”, но я не стану обманывать. Это было сложнее, чем мы ожидали, но однозначно здорово!

Идея поездки

Как и всё прекрасное в моей жизни, это путешествие не было запланировано и родилось из немного безумной затеи. По счастливой случайности, Оля-Мария Лапшина искала фотографа на новые маршруты, а также компанию для разведки оных в Краснодарском крае. Я подумала, что могу к ней присоединиться, хотя шансы на реализацию были ничтожны: мне хотелось поехать с младшей дочкой, а старшую оставить с мужем либо отвезти к бабушке в Киров. Потом я рассказала об этом мужу, на что он ответил, что тоже хочет в отпуск и готов ехать “хотьпрямщас”. В итоге мы отправились в Горячий ключ к Оле и Грише всей семьёй.

Подготовка

Далее идея трансформировалась. Поначалу планировали ехать на поезде, но поразмыслив, пришли к выводу, что если хотим походы-разведки, а также море, то нам нужен транспорт прямо на месте. Проще всего было поехать на своём, потому что вопрос с арендой авто в Горячем ключе оставался неясным. “Проще” — это я так говорю, Даня со мной не согласится. Он потратил немало нервов, денег и времени на подготовку нашего старого Форда к поездке. Из сыплющейся на каждом шагу машины он сделал конфетку (правда, обёртка всё же осталась скромной); если до этого мы уже готовы были избавиться от неё и перекреститься, то теперь уж и продавать её жалко, столько в неё вложено.

Также, прежде чем ехать далеко, нужно было всем семейством попробовать автопутешествия на короткие расстояния. Ведь теперь у нас уже две дочки — старшей, Дашутке, было почти 4 года, она опытная путешественница, так что по поводу неё вопросов не возникало. А вот малышке Веронике на момент поездки на юг исполнилось только 7 месяцев, и мы не были уверены, что отпуск не превратится в катастрофу. Так что предварительно совершили несколько тестовых поездок, в том числе на фестиваль “Скитулец” в Тульской области, а также на Московский Марш-Бросок. Везде ночевали в палатках. Проверки помогли нам морально подготовиться к большому путешествию, определить формат движения (частоту и длительность остановок и перегонов), понять, что брать, а что не брать с собой в дорогу.

На «Скитульце» в Тульской области.

Основной вопрос был в том, как перенесёт столь длительное путешествие самый младший член семьи. В ходе “тестов” мы вычислили, что она, в целом, согласна ехать в машине, но стоит остановиться — и всё, срабатывает датчик движения, ребёнок включает сирену, и нам надо срочно эвакуироваться! Но и к этому можно приспособиться. Приспособиться можно вообще почти ко всему… вопрос, какой ценой :-D

Путевые заметки

Итак, машина отремонтирована, дети подготовлены, мы вооружены и всё безопасно. Наша отправная точка — Реутов (Московская область), пункт назначения — Горячий ключ (Краснодарский край). 1400 км по трассе М-4 “Дон”. 5 июля 2019 в 17:00 выдвинулись в путь после почти целого дня сборов, потому что, естественно, заранее собраться полностью не получилось, хотя я начала это делать за три дня до выезда.

На заправке

Ехали неспешно и расслаблено, потому что все нервы потратили уже заранее. К тому же, в пробных поездках поняли, что ехать с детьми придётся медленнее, даже если твоя средняя скорость 100 км\ч. По расчётам навигатора, вся дорога должна была занять 20 часов, я заложила на неё 2 полных дня с одной ночёвкой, с учётом попеременного вождения (я могу подменять мужа за рулём). Но поскольку мы выехали уже ближе к вечеру, то у нас вышло 2,5 дня с двумя ночёвками.

Подробности наших мини-походов я расскажу в последующих постах, а здесь заострю внимание только на аспектах автомобильного путешествия. Немного о том, как мы пережили дорогу, расскажут короткие выдержки из путевого дневника.

5 июня:

“Стартовали около 17:00. Собрали все пробки на МКАД, дальше отличная трасса. Решили ехать по платным участкам, чтобы быстрее и не петлять, потому что до сих пор с содроганием вспоминаем бесплатку в Липецкой области, где на протяжении 100 с лишним км были ограничения в 30 км\ч и лежачие полицейские. Малявочки хорошо переносят дорогу, заснули быстро. Я поняла, что зря взяла целый рюкзак игрушек для Вероники, потому что лучше всего она играет с пачкой чипсов :-D … Ночью началось веселье с поисками стоянки. Мы планировали встать наверху Воргольских скал с палаткой, т.к. знаем эти места, там безопасно, да и крюк небольшой. Вбили в навигатор “дер. Дерновка”, и поехали. По пути на какой-то боковой дороге сбили лисёнка — их было четверо, все отскочили в сторону, когда мы тормозили, а один заметался и попал в итоге под колёса. Жалко… Тем жальче, что лисья жизнь пропала зря: где-то в полночь я поняла, что мы уехали не туда. Оказалось, что Дерновки в Липецкой области ДВЕ, причём в диаметрально противоположных направлениях! Даня матерился, а я нервно хохотала, потому что у нас уже это не первый такой случай. Ладно, поехали обратно, Яндекс. Навигатор нас потерял, включили MAPS.me, он нас провёл по каким-то полевым дорогам, в итоге срезали немалый крюк, но растрясли отремонтированную подвеску.

Место первого ночлега — неподалёку от Воргольских скал, напротив бывшей усадьбы Талдыкина.

В темноте, усталые поплутали ещё и в нужной Дерновке, уехали не на ту сторону деревни, потом по полям уже было лень искать нужную дорогу к верхним стоянкам, так что встали внизу, напротив бывшей мельницы Талдыкина — путь к ней был очевиден. Кстати, там всё перегородили каким-то полигоном, теперь к скалам с этой стороны не подъехать на машине”.

6 июня:

“Утро волшебное, тишина, воздух, и Данин потрясающий кофе! Ммм! Все счастливые. Выехали в 10. День прошёл без особенностей, ехали стабильно. Примерно каждые 2 часа останавливаемся: пит-стоп с подгузниками у Вероники,размяться, покормить и покушать, попить чай и всё такое. Туалеты в заправках — наше всё! К вечеру были под Ростовом-на-Дону, встряли в пробку на подъезде к нему. На ночлег хотели встать уже за городом, дальше по М-4 на карьере, но нас поймал в Аксае возле “Пятёрочки” хозяин местного хостела “Рассвет”. Решили отдаться цивилизации и, в общем, не пожалели. Помылись! А ещё там вкусные печеньки для гостей.”

Любимый кофе от любимого человека

7 июня:

“В 11 неспеша выдвинулись. Даша всё время спрашивает о море и когда мы к нему приедем. В 17:00 уже на выезде из Краснодара, после душных пробок, нас настиг адский тропический ливень и град. Позабавило, как местные дорогие тачки прячутся под навесами, а хозяева заботливо накрывают их одеялкамии и покрывалами, чтобы градом не побило. Хоть в чём-то есть преимущество ездить на такой старой развалине, как наша — нам её вообще не жалко. Но мы тоже остановились и переждали, потому что ехать было невозможно, видимость практически нулевая, а воды по щиколотку на трассе, просто опасно.

Остановка. На дальнем плане трасса М-4. Даша рисует пейзаж.
Закат под Аксаем (Ростовская область).

По приезду в Горячий ключ выяснилось, что там отключилось из-за грозы электричество, так что ужин в рекомендованной Грилом столовке не состоялся. Поехали сразу в гости, это в нескольких километрах дальше по М-4, станица Пятигорская”.

Дождь с градом на выезде из Краснодара. Вид на трассу.

Назад мы выехали из Пятигорской 22 июня около 11 часов утра. Приехали в Москву 23 в 22 часа. Ночёвка была на берегу симпатичного озерца, рядом с источником Св. Пантелеймона на выезде из с. Евдаково в сторону г. Лиски (50.752661, 39.392661). Вообще, планировали ночевать в Дивногорье и даже забронировали место в кемпинге, но не доехали — Яндекс.навигатор опять проложил какой-то несуразный крюк в лишние 100-150 км в объезд трассы М-4, хотя от неё до Дивногорья 60 км в одну сторону. В итоге мы опять уехали в глухомань, решили не напрягаться и “упасть” тут же. Место оказалось весьма удачным, спасибо MAPS.me, снова выручил.

Наша последняя ночёвка на берегу озера у источника Св. Пантелеймона. Село Евдаково (Воронежская область).

Хронометраж, режим движения и скорость

На саму дорогу вперёд (Реутов — Горячий ключ) мы потратили 26 часов чистого времени. Это если считать только езду по трассе с остановками, за исключением ночлегов. Вот график:

5-6 июня: 17:00 — 2:00;

6 июня: 10:00 — 20:00;

7 июня: 11:00 — 18:00.

В основном, мы держали скорость 90-100 км\ч, Даня ехал в среднем быстрее, чем я (110-120 км\ч), но мы много и надолго останавливались, местами двигались очень медленно (на полевых дорогах под Липецком), так что средняя скорость — 53 км\ч. :-D

Как я уже писала выше, по пути на юг остановки были примерно каждые 2 часа. Вероника спокойно себе спала, играла с пачками чипсов, бутылками, ложками, в общем, была вполне благодушна. Засыпала самостоятельно, вместе с соской.

Однако по пути назад, из Горячего ключа в Реутов, правила игры изменились. Если прежде Вероника скандалила только при остановке транспорта, то теперь стала выражать своё недовольство независимо от того, движется ли машина, то есть всегда. Малышок решил бойкотировать детское кресло и ремни безопасности, а также соску и любые игрушки и отвлекалки, так что мне приходилось, чтобы её утихомирить, очень часто прибегать к безотказному средству — кормлению грудью. Причём делала я это либо скрючившись над креслом, либо брала на руки дочь, когда она была не согласна лежать в кресле ни в какую.

Неожиданно, из-за этого доехали в Москву мы быстрее, так как, во-первых, необходимость в остановках ради кормлений отпала, делали всё на ходу, а во-вторых, скорость была выше (мы оба ехали со скоростью 100-130 км\ч). По пути ещё сделали лишний крюк в Евдаково (см. выше), а также успели заехать в Ефремов к родственникам на пару часов. Скорость наша снизилась только на границе Московской области, так как там резко возросло количество машин и пришлось ехать медленнее, а потом и вовсе встать в пробку — к МКАД мы подъезжали последние 30 км аж 2 часа. Таким образом, средняя скорость назад — 64 км\ч, общее время в дороге, с учётом заезда в Ефремов — 22 часа.

Что нам пригодилось в пути, а что нет

Из нужных вещей в дороге отмечу:

  • Планшет для Даши с мультиками и играми — использовали по 2-3 раза в пути туда и обратно;
  • Аудиокниги и флешка с заранее записанными песнями — спасают очень сильно, особенно если нет интернета для потоковой музыки, но только если младшая благодушна и молчит. Мы практически не включали;
  • Наушники для водителя — Даня использовал их, когда маленькая подолгу плакала, а остановиться не было возможности;
  • Игрушки для Даши — много разных мелких животных, наш бессменный заяц Мими, развлекали дочку основную часть пути;
  • Газовая горелка и котелок либо JetBoil — всегда и везде можно приготовить чай\кофе\какао;
  • Термос — чтобы наливать туда чай и пить, не выходя из машины;
  • Влажные салфетки;
  • Пакеты для мусора;
  • Вода в бутылках — для готовки и питья;
  • Перекусы, если вы не против еды в машине;
  • Тёмные очки — когда светит солнце и просто так, для крутизны :-);
  • Наличные — они предпочтительнее, т.к. интернет у нас на трассе был не везде, а значит, не всегда возможна оплата банковской картой; кроме того, многие кафе вообще берут только наличные.

Ненужное или необязательное:

  • В  нашем случае бесполезными оказались игрушки для Вероники, потому что гораздо больше её привлекали подручные предметы, в особенности шуршащие — упаковки, бутылки, пластиковые стаканчики;
  • Детское питание — несмотря на возраст в 7 месяцев, Вероника ещё полностью питается грудным молоком, я иногда практикую педприкорм, а путешествие посчитала не самым лучшим временем для ввода прикорма вообще. Брала с собой пару банок, но мы только все вымазались в пюрешке, несмотря на слюнявчик. Ну так, посмеялись;
  • Раскраски с карандашами — мы взяли, но после первой же попытки ими воспользоваться Дашу укачало, так что больше не пользовались;
  • Смартфон с навигатором, либо просто навигатор. Хотя это, безусловно, полезная штука, но конкретно на нашем маршруте вполне можно было справиться без него. Трасса М-4 прямая, как стрела, заблудиться негде. Я уже писала про то, какую шутку с нами сыграла техника, и это уже не впервые. Конечно, это и наш косяк в том числе, потому что мы слишком доверяем электронике и перестаём думать головой. Поэтому моя рекомендация — всегда опираться на аналоговые указатели пути, сверяться с картами, думать самим. А навигатор — в помощь, но не заменит голову на плечах.
  • Транспондер. Транспондер, он же T-pass — это электронный проездной, который позволяет быстрее проезжать через пункты взимания оплаты на платных участках трасс. Для владельцев транспондеров есть отдельные ворота, плата снимается автоматически, если вы заранее пополняете виртуальный кошелёк. Всё это прекрасно, но только в теории. На практике оказалось, что шлагбаумы для T-pass часто ломаются, так что приходится стоять в общей очереди. А ещё у этого проездного жутко неудобное приложение, которым нам так и не удалось воспользоваться: оно потребовало кучу данных для регистрации, потом отказалось регистрировать эти данные, там была какая-то ошибка, потом технические работы, потом выяснилось, что на пункте продажи неправильно внесли данные при покупке. Даня бился с этим приложением всю дорогу вперёд и назад, звонил в техподдержку, разбирался на пунктах продажи, заново уточнял все данные, но в итоге так и не смог зарегистрировать свой транспондер и, соответственно, воспользоваться благами приложения — а именно, удалённо пополнять кошелёк и узнавать баланс на карте. А без этого проездной теряет своё удобство. В итоге, мы заплатили за него 1200 рублей, но получили кучу геморроя и минимум удобств. Фактически, мы переплатили, потому что скидка при проезде по транспондеру составляет 20%, но даже с учётом всех участков, проеханных с этой скидкой, мы сэкономили только 300 рублей, плюс ещё и потратились на покупку проездного. Всё в лучших традициях: “Хотели как лучше, получилось, как всегда!”

Пожалуй, список неполный, можно было бы приложить здесь целую портянку с поименным перечислением вообще всего, что мы брали. Но список всегда индивидуальный, так что не вижу смысла. Я указала только то, что помогло или не помогло мне в этой поездке.

Выводы

Надо сказать, что прежде я относилась к автопутешествиям скептически, потому что считала и считаю, что они сужают простор для маршрутов — на машине нельзя доехать туда, куда можно дойти или доплыть. Однако с появлением второго ребёнка я несколько изменила своё мнение. К несомненным плюсам автомобильных поездок с детьми можно отнести: 

  1. Скорость, экономия во времени и большая прицельность — едешь сразу куда надо, не теряя часы и дни на подходы;
  2. Относительный комфорт, грузовозность — машина везёт всё за тебя, в ней можно установить нужную температуру, иногда даже поспать (если машина позволяет);
  3. Простота планирования — забил точки А и Б в навигатор и он всё рассчитает за тебя. Халява! Только надо проверять )).
  4. Относительная дешевизна для большой семьи: билеты на поезд для двоих взрослых и двоих детей, даже с учётом того, что один малыш едет бесплатно, могут стоить совокупно дороже, чем бензин и еда, потраченные на автопутешествие. Так, мы бы заплатили РЖД от 2500 за взрослый билет, а на Дашу с Вероникой пришлось бы в любом случае брать отдельное детское место, потому что спать с ними довольно тесно в жарком вагоне на узкой полке. Итого, у нас ушло бы минимум: 2500*2 + 1200= 6200, и это без питания, в один конец. На бензин же мы потратили 4500 руб., с расходом 7 литров на 100 км, в один конец. Притом мы не были привязаны к графикам поездов и имели возможность заезжать, куда нам хочется, по пути.

Однако остаются и минусы, которые для меня довольно существенны:

  1. Хотя с точки зрения разовых затрат поездка кажется дешевле, чем на поезде, машина может принести гораздо больше потенциальных финансовых потерь и проблем. Даня очень хорошо подготовил автомобиль к дороге, но для этого ему пришлось изрядно вложиться в ремонт, потому что наша машина (Ford Focus 1999 г.в.) была в плохом состоянии. Да, она ни разу не сломалась в пути и выдержала все приключения, но это благодаря тому, что муж потратил на неё сумму, по его словам, сопоставимую с поездкой на Гоа для двоих. :-D
  2. Привязанность к дорогам — а это значит, меньшая гибкость при планировании пеших или водных маршрутов, хотя и большая, чем при поездках на поезде или авиаперелётах. Впрочем, тут всё зависит от того, как именно вы любите отдыхать и что такое для вас “туризм”. Мы любим походы подальше от городов, а в большой и интересный поход на машине отправиться труднее, чем при заброске на поезде. Из-за привязки к автомобилю приходится выстраивать кольцевой маршрут, что не всегда предпочтительно, а также возникает проблема парковки — где оставить железного коня, пока ты ходишь по лесам и горам? По той же причине нам приходилось уезжать далеко от трассы, чтобы найти удобное и безопасное место для ночлега с палаткой, потому что вблизи трассы таких мест мы не знаем и не думаем, что их много. С другой стороны, если вы предпочитаете ночевать в гостиницах, посещать только доступные туристические достопримечательности, то данный недостаток превращается в плюс.
  3. Безопасность. Лично мне кажется, что путешествовать на автомобиле опаснее, чем на поезде, и этому есть подтверждения, например, здесь.  К тому же машина больше утомляет, всё-таки, лежать в полный рост на полке в плацкарте приятнее, чем спать, скрючившись в кресле или вести несколько часов кряду. А пешком идти ещё приятнее!

В общем, путешествие с детьми на автомобиле показалась во многом проще, чем пешком. Но занимать малышню в машине и удерживать в кресле было труднее, чем в походе. Поэтому я немного удивляюсь, если мне говорят: “Так далеко, с детьми, на машине, это же сложно!” Ну, не знаю, смотря ведь с чем сравнивать и по каким критериям. То есть, конечно, да, это не так легко и непринуждённо, как без детей, но при определённой сноровке, подготовке и настрое — возможно и даже без особого напряжения. 

Аргумент “у вас особенные, спокойные, дети”, безусловно, имеет право на жизнь. Но у нас дети обычные — кричат, скачут, не дают спать, капризничают. Как вы могли прочесть, у нас был и лёгкий вариант, и не очень, когда малышка давала нам жару. В самые трудные моменты, когда она плакала и не могла заснуть подолгу (30 минут непрерывного крика, или час с перерывами), Даня просто вставлял наушники и слушал джаз, чтобы его не отвлекали от вождения. Мне приходилось устраивать в буквальном смысле пляски с бубнами, чтобы Вероника не скандалила. Хорошо, что Дашу, развлекать особенно не надо — играет сама, с ней можно поговорить в дороге, ну или просто включить мультики. Хотя, конечно, временами мы лезли на стену от её фразы: “Когда приедем на море?”, повторяемой каждые 15 минут. Но, в конечном счёте, нечего жаловаться, ведь это наша взрослая инициатива взять и везти куда-то своих чад.

Мы

Я была и остаюсь сторонницей идеи, что нет детей, которые не любят путешествовать, есть взрослые, которые боятся или не хотят путешествовать с детьми. Уверена, что если пробовать по чуть-чуть, малыши приспособятся и, возможно, даже полюбят то, что любят их родители. И если вы любите путешествия, то не отказывайте себе в том, что делает вас счастливее. Счастливые родители = счастливые дети!

2 комментария на «“1400 км на юг, 2+2 и старенький Ford Focus”»

    • Нуу, если заморачиваться, то да. Но с точки зрения нагрузки на природу ещё неизвестно, что хуже — машины, самолёты или поезда. А ведь надо каким-то образом добираться до пеших маршрутов :-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

koshmau