Бой с комарами на Лабе, или наш первый сплав с детьми

Водный маршрут ст. Воздвиженская — ст. Тенгинская — ст. Новолабинская — ст. Некрасовская (Краснодарский край, Усть-Лабинский район)

Сложность: простой (июнь)

Протяжённость: 58 км

Особенности прохождения: завалы, комары, один порог (N45°05’45,73″ E39°55’55,92″)

Мы с Даней заядлые пешие туристы, но вот с водой как-то у нас не складывается. Конечно, весла умеем держать и даже грести, а вот в длительных сплавах не бывали. Но после этого похода мы всерьёз задумались о том, чтобы переквалифицироваться в водников.

Идея

Пока мы гуляли на гору Фонарь, Оле Лапшиной пришла в голову затея осуществить сплав на байдарках двумя семьями с детьми. Общество поддержало, стали придумывать, когда и как. Грил, как самый опытный и мудрый из всех нас, назначил даты, разработал нитку маршрута, планы А, B и C и дал всем ЦУ. Так идея обрела форму и начала воплощаться в жизнь.

Приключения на маршруте

Решили сплавляться по самой спокойной речке, неглубокой и такой, чтоб в доступности обязательно были трасса и цивилизация — в походах с детьми это очень важно. Кроме того, близость дороги позволяла нам оставить машины в месте старта и без проблем вернуться за ними от финиша.

Выбор пал сперва на Кубань. Расспросы в интернете, поиск по форумам дали немного, мнения разнились, и мы решили просто выехать к речке наугад, потому что никто идеально подходящих мест не знал. Пользуясь картами и спутниковым навигатором, выбрали наиболее выгодную точку. Приехали ночью куда-то под Арзамас — а Кубань здесь широ-о-о-о-кая и глубокая, и течение — просто ух! Наутро стало ещё ясно, что там, где мы встали лагерем, было невозможно спустить байдарки на воду, берег круто обрывался.

Я, как обычно, с самого начала была наиболее пессимистичным, трусливым и нерешительным членом команды (но тщательно это скрывала). Постоянно трусила и думала, что, может, ну вообще этот сплав? Река бурная, у нас дети, и вообще мы вёсла с Даней только держать умеем…, давайте лучше на море? Но мужчины и Оля были намного оптимистичнее, а когда ты в такой компании, то куда деваться?))

Поэтому мы поехали дальше, на другие точки заброски. Посмотрев ещё несколько мест, наконец-то остановились под станицей Воздвиженская на небольшой речке Лаба. Здесь было всё, что нам хотелось: спокойное течение, небольшая глубина, пологий берег и подходящий съезд к воде.

Река Лаба — левый приток реки Кубань. Берёт своё начало из ледников — два её рукава, Малая и Большая Лаба, сливаются в одно русло в горах Северного Кавказа и, собирая множество притоков, впадают в Кубань. Длина реки 214 км (с Большой Лабой — 347 км). В верховьях характер реки горный, в нижнем течении река спокойная. Более подробно в Википедии .

Единственным недостатком новой стоянки стало обилие комаров. Их было не просто много, а очень много. Я это говорю не как избалованный житель столицы, а как человек, росший в северном регионе и знающий непонаслышке, что такое комарятник. Достаточно сказать, что местные жители на берегу появлялись исключительно в накомарниках и закутанные в плотную одежду, и это несмотря на жару. Гнус мы вдыхали вместе с воздухом и ели вместе с супом. Никакие спреи нас не спасли: их хватало ровно на 10 минут, потом мы взмокали от пота и кровопийцы набрасывались на нас с удвоенной силой.

Но нами двигала надежда, что дальше, вниз по течению, будет проще. Поэтому папы бодро собрали байдарки и погрузили вещи, мамы бодро сварили обед, всех накормили, одели детей в спасжилеты, и после 6 вечера наш мини-флот (2 байдарки, 2 семьи) выдвинулся по течению Лабы навстречу кубанским красотам.

Река Лаба в месте старта. Внизу идут сборы
Маршрут

До заката мы в спокойном темпе искали место для ночлега. На воде было отлично, но стоило приблизиться к суше, как нас атаковали насекомые. По пути попались два островка — один был с комарами и песком, второй без комаров, но зато каменистый, так что мы отправились на поиски третьего варианта в сгущающихся сумерках. В таких поисках лучшее — враг хорошего, особенно если дело уже к ночи, ты голоден и тебе негде спать. В итоге мы кое-как встали на каменистом берегу, где нас тут же одолел гнус. Быстро поставили палатки, женщины и дети спрятались внутри, а мужчины, облившись средствами поражения врага, героически перегрузили вещи из лодок на берег. Ни о каком поиске дров или расслабленных посиделках за чашкой чая речи и быть не могло, у нас было осадное положение! Даже тамбуры, чтоб приготовить еду, открывать было страшно, потому что там нас поджидала крылатая орда. Так что мы обошлись вечерним перекусом и легли спать, надеясь, что ситуация изменится за ночь.

Утро на Лабе

И правда, утром остались только единичные, особо стойкие, кровососущие бойцы. Мы вышли из палаток и даже смогли приготовить завтрак и спокойно его съесть (предыдущая подобная трапеза проходила так: хватаешь тарелку с едой и начинаешь быстро ходить по берегу, размахивая ложкой, чтобы тебя не покусали, а в процессе пытаешься наесться). Когда комары проснулись, мы уже собрались и отчалили.

Весь второй день наша команда уплывала от комаров, а они её догоняли. Обед, в целом, прошёл неплохо, потому что стояла самая жара, насекомые попрятались, а мы остановились, к тому же, на пустом островке, откуда их сдувало. Нам даже удалось покупаться, а девочки так вообще не вылезали из воды.


Тихий час устроили во время движения в лодке: организовали детям навесы из пенок, чтобы было комфортнее спать.

После обеда предстояло решить, оставаться ли на вторую ночёвку, или уезжать домой тем же вечером. После совещания мы сошлись на том, что можно было бы остаться, но не хочется кормить комариное войско, так что всё-таки лучше искать, где сойти на берег, чтобы мужчины успели доехать автостопом до машин и погрузить туда женщин, детей и вещи до ночи.

Однако удачное место мы нашли только на закате, сразу за станицей Некрасовская. Здесь был и автомобильный подъезд к воде, и низкий берег, где нас радостно встретили, конечно же, комары. Ещё никогда мы так стремительно не ставили лагерь! Мне кажется, наша команда могла бы потягаться в скорости с лучшими из лучших на чемпионате по установке палаток, если б такой проводился. На этот раз я, Оля и трое детей спрятались в нашей Mountain Fox, а Гриша и Даня, покидав вещи возле тента, поехали за автомобилями.

Нам с Олей предстояло просидеть безвылазно два или три часа на 3,5 квадратных метрах с тремя дикими ангелочками (7 месяцев, 2 и почти 4 года), пока наши мужчины спасали семьи от полчищ кровопийц. В туалет ходили прямо в палатке в горшок (дети, разумеется, а мы терпели :-)) Ужин для малышей варили в тамбуре, высовывая туда только одну руку через маленькую дырочку в молнии. Слава JetBoil’у, газовому баллону и быстрорастворимой детской каше, они спасли нас от голодных детей! Под конец мы были уже готовы выйти из палатки на съедение комарам: девочки хотели спать, но не могли заснуть, кричали, стояли на ушах, скакали и отказывались успокоиться. Но как раз в этот отчаянный момент спасительный свет фар спустился к нашей палатке — это приехали папы!

Тамбур палатки утром перед отъездом. На фото видна часть комаров.

Поскольку вещи так и не были собраны, а стояла уже ночь, нам оставалось вновь попрятаться по машинам и палаткам и ждать до утра. С приходом солнышка комаров, правда, меньше не стало, пришлось от них убегать и одновременно укладывать багаж. Все тяготы сборов вновь легли, в основном, на плечи наших замечательных, сильных и терпеливых мужей. Без преувеличения скажу, что без них этот поход вообще бы не состоялся.

Впечатления

Сама по себе Лаба нас не разочаровала. Вода была достаточно высокая, но при этом не настолько, чтоб было очень глубоко, течение спокойное, завалов не очень много, все легко обходились. В этом путешествии мне вспоминался видеоряд из картины Вернера Херцога “Агирре, гнев Божий”: там герои сплавлялись по вялотекущей южноамериканской реке, под палящим солнцем и высоким небом, а на берегах их ждали непролазные джунгли и свирепые дикари-каннибалы.

У нас было всё не так страшно и экзотично, но тоже красиво: один берег пологий, второй крутой, густые заросли то с одной стороны, то с другой, голубое краснодарское небо и жара, а вместо дикарей нас хотели сожрать комары. Жаль только, что я не взяла гермомешок для фотоаппарата и всю дорогу он пролежал в рюкзаке, да и вообще я фотографировала в эту поездку мало.

Ещё нам неожиданно встретился один небольшой порог,  но прошли мы его легко. Хотя я, конечно, визжала от страха: всё-таки, это был мой первый порог, и как его проходить, я знала только в теории.

По словам местных жителей, по Лабе лучше всего сплавляться в августе, потому что в это время комаров меньше всего. В остальное время лучше здесь не появляться, если не хотите попасть в такую же ситуацию, как мы.

Несмотря на это, эмоции после сплава остались положительные. Даша сказала, что ей очень понравилось плавать в лодке, а вот комары не понравились, но она всё равно хочет поехать в ещё один водный поход. Вероника, в силу своего возраста, сказать ничего не может, но ей понравилось однозначно, потому что всё время она сидела в слинге на маме, спала или сосала грудь, а когда её доставали оттуда, с удовольствием облизывала камни, ползала и купалась с родителями.

Мы с Даней теперь хотим купить собственную байдарку, потому что убедились сами, что водный способ перемещения очень удобен для путешествий с детьми. Первый семейный спасжилет (для Вероники) мы уже купили, начало положено! :-)

Безопасность

В майские праздники мы планировали отправиться в водный поход с друзьями во Владимирскую область, однако тогда нам не удалось найти плавсредство. Мы искали катамаран, но не нашли, была возможность взять у друзей байдарку “Щука”. На ней нам не советовали сплавляться с малышами. Также мы тогда ещё не знали, где искать спасжилет на Веронику, и в итоге, не найдя оптимального решения, сочли правильным отказаться от предприятия.

Мы в амуниции

Ещё тогда я опросила знакомых на предмет того, кто из них путешествовал с 6-месячными детьми по воде, и не нашла никого. Самым юным матросом, про которого мне рассказал руководитель турклуба “Маячок” (Киров) Дмитрий Козлачков, оказался его сын Иван, которому тогда было, кажется, 8 месяцев, было это давно, когда спасжилеты ещё шили вручную.

Сейчас их вполне можно найти в магазине, есть размеры для грудничков и, как оказалось, даже в обычной “Ленте”. Там я нашла детский спасик за 1000 рублей, правда, по размеру он больше подошёл Олиной и Гришиной дочке Лиде, а на Веронику в итоге надели лидин жилет, он оказался как раз впору. Впрочем, малышка категорически отказывалась сидеть в байдарке, и мне пришлось всё время везти её на себе эрго-рюкзаке, так что спасжилет у нас был один на двоих, взрослый.

Сплавлялись мы на байдарках “Таймень”. Эта грузовая лодка вместила всю нашу семью вместе с вещами. После этого путешествия мы с Даней решили, что “Таймень” — как раз то, что нам нужно. На катамаране нам пришлось бы усаживать посередине одного взрослого, который следил бы за малышами, он не смог бы грести. Катамаран больше по размеру и, как я понимаю, он тяжелее. Когда я на нём сплавлялась в далёком 2012 или 2013 году, мне запомнилось, что он менее маневренный, но более устойчивый по сравнению с байдаркой. Если у кого-то из вас есть хороший (и негативный тоже) опыт водных походов, буду рада вашим советам и комментариям по выбору судна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

koshmau